Казанцева Елена Васильевна

kazantseva

Сегодня мы знакомим вас с психологом-волонтером Казанцевой Еленой Васильевной.

Елена, историческая психология - тема, обсуждать которую с Вами можно часами, так интересно Вы об этом рассказываете. Где начиналось серьёзное изучение теоретической психологии?

Деятельность практического психолога для меня занятие относительно новое и постоянной моей работой стала только с 2016 года, после того, как я окончила факультет переподготовки по направлению «Практическая психология» Академии психологии и педагогики ЮФУ. Все, что было до этого момента, действительно, скорее имеет отношение к теоретической психологии (защита кандидатской диссертации по направлению 19.00.01 общая психология, история психология и психология личности) в 2006 году и преподавательской деятельности в вузе.

По первому образованию я-историк, преподаватель истории, закончила РГУ (Ростовский государственный университет).

Затем судьба свела меня с уникальными людьми. Это – Галина Анатольевна Орлова – сейчас ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ, г. Москва; Владимир Александрович Шкуратов –  теоретик и историк психологии, культуролог, науковед, доктор философских наук, профессор-признанный лидер исторической психологии в России.

Знакомство с ними кардинально изменило мою жизнь. С этого момента начинается моя любовь к психологическим дисциплинам.

Под руководством В.А. Шкуратова я защитила кандидатскую диссертацию «Библиопсихология Н.А. Рубакина в развитии советской психологии чтения и читателя в 20-30-е гг.».

В ходе обучения в аспирантуре и на факультете переподготовки в Академии психологии и педагогики ЮФУ мне посчастливилось обучаться у ведущих специалистов, психологов Ростовской области: Анны Ивановны Тащёвой, Светланы Тиграновны Джанерьян, Владимира Александровича Шкуратова.

Как же повезло Вам с учителями, а Вашим ученикам с Вами! Где проходит их обучение?

Я работаю в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ «РИНХ», в должности доцента кафедры психологии.

Психологи-сами вечные студенты, какие книги Вы сейчас изучаете, что-нибудь из любимого.

Любимые авторы-очень сложный вопрос, потому что время все меняет. Из последних Милан Кундера, Петр Вайль и Татьяна Толстая.

Елена, Вы правы, человек более развитый старается отдать больше, чем   получить. Актуализация позиции волонтёра-внутреннее состояние зрелых людей. А как Вы попали в чат-бот?

Весной 2020 года, когда все находились в подвешенном и непонятном состоянии в связи с условиями изоляции и ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции, мне позвонила Сенильга Эмильевна Бартенева и предложила поработать на горячей линии и в системе чат-бота волонтером-психологом. Я согласилась, прошла собеседование у Елены Адал и попала в команду, которую возглавила Инна Казимировна Силенок.

Инне Казимировне хочется выразить отдельные слова благодарности и признательности. Она обладает удивительной способностью наполнять ресурсом и позитивными переживаниями любого человека. Инна Казимировна щедро делится своими знаниями и умениями практической психологической работы, а её музыка рождает желание жить и творить.

Как вам удаётся при такой существенной нагрузке совмещать основную работу и работу на горячей линии?

На самом деле это довольно сложно, и порой приходится отказываться от дежурства в чат - боте в пользу основной работы. Тем не менее, работа в чат-боте дает уникальный опыт общения, позволяет развиваться личностно и профессионально.

После чат-бота я устаю физически, но испытываю состояние удовлетворенности, даже если ты помог всего одному человеку – день прожит не зря.

Через волонтёров проходит много жизненных историй. Какой случай в ЧБ больше запомнился?

Мужчина обратился с запросом потери смысла жизни, невозможности найти выход из сложной ситуации. Он рассказал, что поссорился с сыном, ощущал себя виновником ссоры. Семнадцатилетний сын решил жить отдельно, отцу было сложно принять подобное решение, он сорвался на мальчика и теперь очень жалеет об этом, но сделать первый шаг к примирению не может. Мы рассматривали возможные варианты выхода из сложившейся ситуации и остановились на письме, которое отец может написать и передать мальчику, чтобы прояснить сложившуюся ситуацию.

Елена, с такой нагрузкой реально справиться только при поддержке семьи, правда?

 Да, у нас большая дружная семья - муж, я, старшая дочь Марина (13 лет), мальчики-двойняшки Дима и Сережа (7 лет) и, конечно, бабушки и дедушки, которые с нами не живут, но делят с нами все радости и печали.

Я научилась уделять время себе, своему развитию. Мои родные понимают, что иногда мне нужно побыть одной, почитать, поразмышлять. Люблю рисовать рапидографом и раскрашивать мандалы, люблю шахматы и коньки. Когда есть время, люблю экспериментировать в кулинарии, преобразовывая какие-нибудь традиционные рецепты.     

Я заметила, что тема детства в историческом контексте для Вас особенна?

Историческая психология даёт факты для размышлений. Был такой период в истории, когда инфантицидное воспитание было нормой и способом решения сложных задач в обществе, практически, выживания. Детей, особенно, девочек, убивали, нужно было избавляться от балласта и воевать дальше. Воинам необходимо было приводить «готовых» женщин из других племён.

Сейчас-прямо противоположное отношение к этому периоду. Детству уделяется много внимания. Как следствие-коммерциализация детской темы – мощное развитие отрасли образования, развитие детских брендов в экономике. И, как парадокс, роль значимых родителей как опытных наставников переходит чаще в «руки» гаджетов, не способных выполнять функцию воспитания и социализации. Быть вне этого процесса не получается. Родители стоят перед выбором – формировать самостоятельную личность, которая будет над системой, либо находиться в системе, чтобы быть успешным, и, как следствие, много уметь. Этот парадокс создаёт излишнюю невротизацию, ставя перед науками психологией и педагогикой сложные актуальные задачи. Сейчас мы наблюдаем кризис развития данных наук. Насколько эффективно он будет решён покажет время.  Одно ясно точно – история доказывает, что дети не должны быть сосудами для сливания взрослых эмоций, лишь потому, что ребёнок ответить на взрослую агрессию и отстранённость не может. Понимание ответственности за жизнь и развитие наших детей в руках более мудрого и взрослого поколения. Проверено историей.

Интервью взяла волонтер-психолог Борисова Марина Сергеевна, г. Улан-Удэ.

f1

f1

f1

f1