Методология и практика психологической работы с мобилизованными и членами их семей

11.03.2023

Силенок Инна Казимировна

Авторский материал

Версия PDF

ПРОГРАММА

  1. Смысл и содержание психологической работы с мобилизованными и членами их семей.
  2. Направления работы с мобилизованными и их семьями.

III.        Система психологической работы с мобилизованными.

  1. Система психологической работы с детьми и их родителями.
  2. Практика психологической работы с мобилизованными и членами их семей.

СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОБИЛИЗОВАННЫМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ

В условиях полной неопределенности и кардинального изменения их образа жизни и статуса необходимо помочь обрести уверенность, получить доступ к ресурсам, новую идентичность, стабильность в новой жизненной ситуации.

Содержанием психологической работы становится психологическая поддержка, решение психологических проблем, работа с психологической травмой, ПТСР.

Работа психологической службы с мобилизованными

осуществляется в трех направлениях:

  1. психологическая работа с мобилизованными военнослужащими (адаптация); Необходимо создать психологические условия для принятия своего нового статуса, обретения ресурсов для выполнения задач военнослужащими;
  2. психологическая работа с раненными в госпиталях и во время реабилитации (травма, проблематика, ПТСР).
  3. психологическая работа с демобилизованными (травма, проблематика, ПТСР).

Работа психологической службы с членами семьи мобилизованных

сводится к двум направлениям работы:

  • психологическая помощь – работа с запросом;
  • психологическая поддержка:

–             прямая,

–             вспомогательная,

–             косвенная.

Смысл и содержание психологической помощи детям из семей мобилизованных

Смысл психологической помощи заключается в поддержке и помощи детям для обеспечения условий их гармоничного развития и личностной социализации. Ребенок – зеркало, отражающее состояние всей семьи.

–             Проблемы, возникающие в семьях мобилизованных.

–             Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.

–             Определение запроса детей на психологическую помощь.

–             Построение программы работы с детьми и их родителями.

–             Применение технического инструментария.

–             Диагностика психоэмоционального состояния после работы

–             Подготовка рекомендаций по данному ребенку и его родителям для педагогов.

Направления работы с семьями и детьми мобилизованных

  1. Работа направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, что невозможно, если их родители находятся в нестабильном состоянии, поэтому вся работа должна носить системный характер.
  2. Работа со стрессом, горем, травмой, гневом и т.д.
  3. Поиск ресурсов, позволяющих действовать конструктивно в создавшейся ситуации.
  4. Вовлечение детей в полезную деятельность, наполняющую жизнь смыслом.
  5. Формирование отношения у учителей и детей к ребенку мобилизованного как к ребенку героя.
  6. Работа по формированию у ребенка мобилизованного лидерской позиции.

В рамках оказания психологической помощи мы проводим психотерапию или психокоррекцию.

ПСИХОТЕРАПИЯ – изменение глубинных форм фиксации человека на идеях несостоятельности, факторами формирования которых являются особенности социализации, родительские предписания, психологические травмы. Психоанализ, Эриксоновский гипноз, гештальттерапия, НЛП, генеративная психотерапия, Экзистенциальная психотерапия.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – форма психологического консультирования, ориентированная на работу с заявленным симптомом. Работа с симптомом – одна из функций психологического консультирования. Дыхательные техники, физические упражнения, диссоциация, визуализация. ТОТ, кинезиология, директивный гипноз, ДПДГ.

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

–             Психокоррекция.

–             Психодиагностика.

–             Психологическое сопровождение.

Этапы психотерапевтической работы

Снятие «острого» состояния

  1. Работа с горем.
  2. Работа с травмой.
  3. Работа с тревогой.
  4. Работа с паническими атаками.
  5. Работа с обидой.
  6. Работа с гневом.
  7. Работа со страхами.
  8. Работа с агрессией.
  9. Работа с виной.
  10. Работа депрессивными состояниями.
  11. Работа с апатией.
  • Принятие действительности, осознание происходящего.
  • Построение нового «завтра».

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ:

–             Получение инсайтов у клиента.

ИНСАЙТ – когнитивно-образная форма понимания сути ситуации.

–             Формирование мотивации у клиента к самостоятельным действиям по выполнению намеченного проекта изменений.

–             Улучшение психоэмоционального состояния клиента.

–             Формирование позитивных перспективных ожиданий у клиента.

–             Формирование мотивации к самостоятельному использованию техник саморегуляции.

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОСТИ

Осознание клиентом того, что с ним происходит, и принятие клиентом решения по этому поводу   (решение на   САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ) – АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ КЛИЕНТА.

УСЛОВИЯ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОСТИ

Субъектность и действия клиента.

Основная идея краткосрочной психотерапии - усиление, либо пробуждение субъектности Клиента. Если удалось пробудить субъектность - возможна краткосрочность

Необходимо вдохновить и замотивировать на изменения.

Психологическая проблема

Понятие, виды подходы работы

Психологическая проблема – это фиксированность на негативных мыслях, образах, переживаниях, неадекватных стратегиях поведения;

Показателем наличия психологической проблемы является дезадаптация к требованиям жизненной ситуации человека, что проявляется в неадекватном поведении.

Существуют катарсический подход, психоаналитический подход, гештальт подход, экзистенциальный подход, генеративный подход.

НЕОБХОДИМО ДОНЕСТИ ДО КЛИЕНТА

Психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психологическая травма (психическая травма или психотравма) — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий других людей на его психику.

Этапы (фазы) проживания актуальной травматической ситуации

  • Шок, отрицание.
  • Агрессия, гнев, вина (аутоагрессия).
  • Торг, иллюзорная попытка договориться с высшими силами – здесь происходят нарушения: соматические, эмоциональные, когнитивные, проявляющиеся в поведении.
  • Депрессия, разочарование, тоска.
  • Принятие – понимание произошедшего, взятие на себя ответственности, нахождение ресурсов.

Эти этапы занимают от 40 дней до полугода (3 месяца). Далее переходит в ПТСР.

Факторы, влияющие на устойчивость к психотравмированию

  • Личная история индивида.
  • Значимость события для человека (которое может быть не очевидно).
  • Индивидуальные навыки преодоления трудностей, ценности и убеждения индивида.
  • Реакции и поддержка со стороны семьи, друзей, и / или специалистов.

ТРАВМА РАЗРУШАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Счастье как духовная категория

«Человек рожден для счастья как птица для полета» - Короленко.

«Цель нашей жизни стать счастливыми» – Далай Лама.

Счастье –это фундаментальная этическая категория человеческого бытия, состояние высочайшего внутреннего удовлетворения человека условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни, реализацией своего человеческого назначения. Счастливой считается жизнь, которая состоялась в всей полноте желаний и возможностей

Симптомы при психологической травме

Физические

  • Нарушения приема пищи (более или менее, чем обычно).
  • Нарушения сна (более или менее, чем обычно).
  • Сексуальная дисфункция.
  • Упадок сил.
  • Хронические, необъяснимые боли.
  • Падение иммунитета, частые простуды.
  • Обострение хронических заболеваний.

Эмоциональные

  • Депрессия, непроизвольные слезы, отчаяние и безнадежность.
  • Тревога.
  • Панические атаки.
  • Пугливость.
  • Компульсивное и навязчивое поведение.
  • Чувство потери контроля.
  • Раздражительность, злость и обида.
  • Эмоциональное онемение..
  • Выход из нормальной жизни и отношений.

Когнитивные

  • Провалы в памяти, особенно о травмирующей ситуации.
  • Сложность в принятии решений.
  • Снижение способности к концентрации внимания.
  • Нарушение мышления.
  • Искажение восприятия происходящих ситуации.

В результате невозможно учиться, работать, общаться на всех уровнях, достигать целей, реализовывать потребности в развитии.

Экстремальные

  • Замедленная реакция на травматическое событие.
  • Навязчивые идеи.
  • Воспоминания или кошмары.
  • Внезапные эмоции, связанные с травмирующим событием.
  • Амнезия.
  • Избегание ситуаций, напоминающих исходное событие.
  • Депрессия.
  • Чувство вины.
  • Реакции горя.
  • Измененное чувство времени.
  • Слишком острое реагирование, в том числе внезапный неспровоцированный гнев.
  • Общее беспокойство.
  • Бессонница.

Поведенческие последствия психологической травмы

  • Токсикомания.
  • Навязчивые формы поведения.
  • Саморазрушение и импульсивное поведение.
  • Неконтролируемые реактивные мысли.
  • Диссоциативные симптомы ("отщепление" части самости).
  • Чувства неэффективности, стыда, отчаяния, безнадежности.
  • Нарушение чувствования.

Влияние психологической травмы на межличностные отношения

  • Неспособность поддерживать близкие отношения, сложности в установлении долгих дружеских отношений.
  • Сексуальные проблемы.
  • Враждебность.
  • Споры с членами семьи, работодателем или коллегами по работе.
  • Социальная изоляция.
  • Чувство постоянной угрозы.

Влияние психологической травмы на личность

В результате долгого проживания с травмой у человека происходят личностные нарушения, которые в последствии перерастают в новую личность с деструктивными проявлениями в поведении, мышлении и адаптации к социальной среде.

Организационные аспекты работы с психологической травмой

Основные задачи травма-терапевта при работе с субъектом переживания травмы:

–             создать условия психологической безопасности;

–             диагностировать травму и ее характеристики;

–             замотивировать клиента на работу с травмой;

–             выбрать самый травмирующий эпизод;

–             переработать самый травмирующий эпизод, одновременно утилизируя возражения клиента, мотивируя его на продолжение работы на уровне смыслов;

–             определить психофизиологическое состояние клиента, его выносливость и готовность к продолжению работы за одну встречу.

Клиенты часто сопротивляются при работе с травмой. Второй встречи может не быть, если не провести работу с сопротивлением!

Сопротивление клиента работе с травмой

Причины сопротивления клиента работе с психологической травмой

  • Страх, что работа будет продолжаться долго и проходить мучительно.
  • После долгого проживания с травмой страшно расстаться с ней, - что после этого останется в жизни?
  • Сильные эмоции от проживания травматического эпизода «жалко» отдавать. Нет более яркого события в жизни
  • От одних мыслей о психотравмирующей ситуации возникает усталость. Как еще «вариться в этом» дополнительно? Хочется забыть, не трогать, не бередить рану.
  • Стыдно говорить о себе в травматическом состоянии. Не чувствуя себя субъектом, клиент/пациент плохо думает о себе, стесняется представать в таком виде даже перед специалистом.
  • Если травма связана с гореванием, потерей близких, то присутствует вина: «как же я перестану страдать и мучаться? Это нечестно по отношению к умершим/погибшим.
  • Состояние психотравмы «извиняет» за всё, что не делается, не получается. Это как индульгенция за несостоятельность.

Через три-шесть месяцев, - у кого как, не снятая вовремя психологическая травма переходит в ПТСР, перестает замечаться, уходит в телесные проявления и привычное поведение, которые не осознаются и не связываются с полученной травмой. Человек начинает бороться с симптомами, а не с их глубинными и теперь уже отдаленными причинами.

Чтобы как-то справиться с сильными переживаниями, человек уже нашел способ компенсаций – переедание или «заедание», алкоголь, антидепрессанты, «зависание в планшетах», лежание перед телевизором и т.д. И теперь фокус внимания родственников на этих, их не устраивающих, суррогатах, а не причинах, вызвавших это поведение.

Методы работы с психологической травмой

  • Десенсибилизация и переработка движениями глаз - EMDR, (Метод Шапиро.
  • Визуально-кинестетическая диссоциация.
  • Эриксоновский гипноз как дополнение к ДПДГ.
  • Многоступенчатая работа А-Б-С-Д-Е-Д-С-В-А с использованием технического инструментария из разных практических психотехнологий: ТОТ, НЛП, генеративной психотерапии, гештальттерапии, эриксоновского гипноза.

ГЕНЕРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Методологическая позиция – парадигма в работе с людьми, направленная на расширение картины мира клиентов за счет активации творческого порождающего мышления. Генеративный – означает порождающий новое. Генеративный подход предполагает создание условий для генеративного расширения карты клиента.

Методологическая основа генеративного подхода

  • НЛП (организационные модели).
  • Роджерианский подход (конгруэнтность, безоценочность, безусловное принятие, аутентичность).
  • Транзактный анализ.
  • Юнгианский психоанализ.
  • Теория о личной силе и власти Альфреда Адлера.
  • Телесно-ориентированная терапия.
  • Милтон-модель.
  • Гештальт-терапия.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.

Петр Силенок:

«Современная психотерапия, интенсивно развиваясь в последние двадцать лет претерпела множество изменений. Предметом современной психотерапии является не просто «адаптивное поведение», не просто приобретение новых психологических свойств «противостояния стрессу реалий жизни», но обретение духовного потенциала и счастья. Изменений количественного (в её арсенале более 2000 методов) и качественного характера (от директивных «воздействий и суггестий» до «управления развитием»), - фактически изменила самоё себя, свою суть и смысл.

Выйдя из медицинской модели («лечение») и обретая черты различных психологических моделей (психоанализ, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование и пр.) психотерапия становится разновидностью обучения взрослого человека – клиента и (или) пациента.

Предметом современной психотерапии является не просто «адаптивное поведение», не просто приобретение новых психологических свойств «противостояния стрессу реалий жизни», но обретение духовного потенциала и счастья.»

Генеративная психотерапия – экзистенциально-эмпирическая практика обучения субъекта опыту принятия жизненных вызовов и тем самым обучения его стратегиям обретения успеха в тестовых ситуациях.

ЭТАПЫ КРАТКОСРОЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ

  • Установление рапорта.
  • Формулирование запроса - перевод проблемы в задачу перевод из эмоциональной сферы в когнитивную.
  • Роджерианский подход и использование провокации (если умеем). 
  • Заключение контракта: получение обязательств в нашем случае в конце работы. 

Катализаторы: глубокий раппорт, провокация.

Условия успеха в психологической консультации

  • Понимание своей миссии.
  • Понимание цели консультации.
  • Состояние успеха.
  • Коммуникативная компетентность.
  • Раппорт.
  • Навыки работы с возражениями.
  • Навыки управления своим состоянием, быстрого снятия стресса.
  • Профессиональная компетентность.

Коммуникативная компетентность

  • Коммуникативная чувствительность и гибкость.
  • Лингвистическая чувствительность и гибкость (язык).
  • Схема «идеальный собеседник».
  • Владение мета-модельными вопросами.
  • Владение метафорическим языком, не допуская буквализмы.
  • Навык смены уровней коммуникации.
  • Перемещение по аналогии.
  • Отслеживание у себя эмоциональных реакций.
  • Рефрейминг (смысла и контекста).
  • Владение языком внушений (прямых и косвенных).

Суть генеративного подхода

Понимание терапевтом и клиентом смысла проблемы как тестовой ситуации, которая имеет задачу - и тогда можно направить усилия на расширение картины мира, соответственно выйти из пространства проблемы в пространство решения, получить доступ к ресурсам, найти субъектную роль и позицию, обрести мотивацию к изменениям.

При генеративном подходе большое внимание уделяется лингвистике

Лингвистическая компетентность терапевта – чувствительность к неконгруэнтным высказываниям и способность точно на них реагировать в раппорте позволяет настраивать на генеративное мышление, снимать фиксацию, находить причины проблемы и определять перспективы. То есть сама проблема выступает как основание для персонального личностного развития клиента.

Техники и технологии

  • Нейролингвистическое программирование.
  • Клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса.
  • Гештальттерапия.
  • Эриксоновский гипноз.
  • Эмоционально-образная терапия (IMAGO).
  • Телесно-ориентированная терапия.
  • Генеративная психотерапия.
  • Кинезиология.
  • Арттерапия.
  • Когнитивно-поведенческая терапия, и другие.

Педагогические методики для работы с детьми мобилизованных

  • Письмо любви и поддержки.
  • Сундук добрых дел.
  • Школа моей мечты.
  • Час поддержки.
  • Калейдоскоп интересных идей.
  • Переговоры победителей.
  • Уборка как праздник.